Как известно, с начала 2016 года госкомпании провели закупки общей стоимостью 10,4 трлн рублей. При этом 47,43% из них были проведены способом, прямо не предусмотренным законом. В частности, это «неконкурентная закупка», «наш любимый способ закупки», «прямой выбор» и др. В этом отношении и ФАС, и Минэкономразвития неоднократно утверждали, что считают такие способы закупки простой маскировкой заказа у единственного поставщика. Таким образом, по статистическим данным, более 96% закупок государственных компаний проводится с использованием неконкурентных способов.
Поэтому самым серьезным и жестким ограничением для госкомпаний в предлагаемых поправках стало уменьшение и четкое регламентирование способов закупки. Для данных предприятий предлагается оставить только те способы, которыми на сегодняшний день пользуется государство: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (для заказов, стоимость которых не превышает 200 млн рублей).
Как известно, в первом чтении предлагаемый законопроект был принят еще в сентябре 2015 года. Рассмотрение документа во втором и третьем чтении ожидалось в осеннюю сессию. Но тогда с кардинальными предложениями выступили и представители самих государственных компаний, и представители государства. В «Газпроме» и «Роснефти» высказались против поправок и потребовали внести в законопроект коррективы. В правительстве, в свою очередь, приняли решение о необходимости радикальных изменений и предложили применить ограничения ко всем закупкам, резко сократить количество площадок (со 160 до 3-12) и перевести все закупки в электронный вид.
В конечном результате, властям пришлось идти на компромисс и смягчать изменения: во внесенных ко второму чтению поправках уже говорится об ограничениях только в отношении закупок стоимостью до 5 млн рублей. Как пояснили в правительстве, это должно упростить доступ к закупкам государственных компаний представителям малого и среднего бизнеса. Но и в этот раз, до конца весенней сессии, Государственная Дума поправки не рассмотрела.
Но госкомпании опять недовольны: понятно, что введение закрытого перечня способов закупок только для определенной категории заказов – это только первый шаг. Если апробация на небольшом сегменте окажется удачной, то, как свидетельствует практика, ограничения распространят на все закупки.
Таким образом, заявляет Антон Емельянов, Торгово-промышленная палата начинает сбор предложений от госкомпаний, который продлится две недели. Затем все поступившие инициативы планируется обсудить с представителями власти.
По сути, некоторые предложения уже есть. Стоит принять во внимание февральское письмо премьер-министру от руководителей «Роснефти» и «Газпрома», в котором говорилось, что в предлагаемом законопроекте не учтена специфика вертикально-интегрированных компаний с большим количеством внутригрупповых сделок (например, невозможность приравнивания закупок услуг по разведке и добыче к рыночным сделкам)
А директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов говорит о применении в отношении малого и среднего бизнеса упрощенной процедуры торгов, единой и более простой, может быть, даже отделение этого сектора на единственную электронную торговую площадку, похожую на интернет-магазин.
Очевидно, вопрос изменений законодательства о закупках государственных компаний останется открытым, как минимум, до новой сессии Государственной Думы.
Источник: torg94.ru