pogoda
«Закупки Якутии»: Якутское УФАС России информирует о внесении изменений в законодательство о контрактной системе
23 марта 2017, 13:39
Мохначевская 5

Марина Мохначевская
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России

С 1 января кардинально поменялась закупочная деятельность унитарных предприятий: с Закона N 223-ФЗ они перешли на Закон N 44-ФЗ.

Теперь проводить закупки по Закону о контрактной системе будут все унитарные предприятия, при этом не имеет значения область деятельности предприятия, получает ли предприятие бюджетные субсидии, проводятся ли закупки за счет средств от приносящей доход деятельности, находится ли предприятие на стадии банкротства.

Унитарные предприятия проводят по Закону о контрактной системе закупки практически всех видов. Закон N 223-ФЗ можно применять в двух случаях:
— предприятие проводит закупку за счет грантов и грантодатель не предусмотрел иное;
— предприятие исполняет контракт, который заключен по Закону N 44-ФЗ, в том числе контракт по гособоронзаказу. Для его исполнения можно провести закупку по Закону N 223-ФЗ, например, чтобы привлечь субподрядчика.

Во втором случае предприятие самостоятельно определяет перечень закупаемых товаров, работ, услуг. Они должны быть непосредственно связаны с предметом контракта.

Если контракт заключен на основании акта президента или правительства, предприятие не может руководствоваться Законом N 223-ФЗ, привлекая к исполнению контракта иных лиц.

Вместе с тем, если предприятие намерено в 2017 году осуществлять в разрешенных случаях закупки по Закону N 223-ФЗ, то до 31 декабря 2016 года оно должно было принять и разместить в единой информационной системе положение о таких закупках. В ином случае в 2017 году любые закупки можно проводить только по Закону о контрактной системе.

Кроме того, с 2017 года вступил в силу ряд иных нововведений в законодательство о контрактной системе:

1. С 01.01.2017 г. утратила силу часть 23 статьи 112 Закона о контрактной системе, это означает, что работники контрактной службы и контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До конца 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий образование по Закону № 94-ФЗ, который утратил силу в 2014 году.

2. Общественное обсуждение закупок стало обязательным. С 1 января вступают в силу нормы об обязательном общественном обсуждении закупок. Правительством определен порядок общественного обсуждения и случаи, в которых оно является обязательным. По результатам обязательного общественного обсуждения заказчика могут обязать внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупки.

3. С 1 января 2017 года заказчики обязаны указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационный код закупки. Кроме того, у заказчика появилась обязанность прописывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
4. Нельзя проводить закупки, не включенные в план-график. С 1 января 2017 года вступил в силу прямой запрет, установленный частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе на осуществление закупок, не включенных заказчиком в планы-графики.

Если ранее закупки вне плана-графика запрещал только пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса, и наказание на заказчика контролеры могли наложить только за несоблюдение бюджетного законодательства, то теперь проведение не запланированных закупок является нарушением Закона о контрактной системе.

5. Вступили в силу положения Закона о контрактной системе, устанавливающие необходимость проведения мониторинга закупок. Мониторинг — система наблюдения в сфере закупок. Основные методы наблюдения — сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о закупках, в том числе о планах закупок и планах-графиках. Мониторинг закупок проводит Минэкономразвития. В письме от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15114 ведомство пояснило, что мониторинг — не механизм контроля в сфере закупок и не финансовый контроль, а система оценки обоснованности закупок.

6. Появился новый вид контроля в сфере закупок. С 1 января 2017 года вступили в силу положения Закона о контрактной системе о контроле, который проводят: органы казначейства, региональные и местные финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами. Они сопоставляют насколько совпадает информация о финансовом обеспечении заказчика в плановым документах по закупкам с реальным доведенным до него объеме финансового обеспечения. Контроль охватывает все стадии закупок. Под контроль попадает информация из планов-графиков и планов закупок; извещений, документации и планов-графиков; протоколов и документации; проектов контрактов и протоколов; реестра контрактов и условий контрактов.