Проект-исследование «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» продлевает прием анкет от заказчиков и поставщиков до 1 мая 2017 года на сайте http://fogsoft.ru/mz в связи с пожеланиями респондентов, которые еще не успели ответить на вопросы исследования.
Напомним, в рамках проекта «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» государственные и муниципальные компании, предприятия и учреждения, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческие компании делятся опытом проведения малых закупок. Кроме того, в исследовании принимают участие поставщики. Проект организован «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс ProЗакупки». По результатам на данный момент, можно сделать вывод, что данная тема является актуальной для многих крупных предприятий, более того, судя по анкетам некоторых респондентов, тема – наболевшая, и мы видим буквально «крик души» сотрудников отделов закупок.
Исследование поможет оценить актуальность проблемы закупок малых объемов, повысить эффективность системы снабжения, найти работающие решения, рассказать о новых инструментах оптимизации малых закупок.
В мае команда экспертов проекта — Георгий Сухадольский, Кирилл Кузнецов, Сергей Юров, Наталья Беликова, Татьяна Трефилова, Арина Гоцуляк, Виктор Дон — приступит к обработке полученных данных.
Первые поступившие анкеты комментирует эксперт-аналитик проекта «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!», директор департамента специальных проектов «Фогсофт» Сергей Юров:
«Прежде всего, многие специалисты по закупкам не заботятся об эффективности деятельности организации. Основной критерий оценки ими своей деятельности — точное соблюдение закона. Таким образом, совершенствование закона снизу невозможно: специалисты по закупкам не выявляют его недостатки. Как и следовало ожидать, мало кто оценивает накладные расходы на закупки. Более того, многие не понимают, что такие затраты возникают в принципе: накладных расходов нет, поскольку закупки производятся существующим штатом сотрудников. А этот штат разве бесплатный?
Не дальше, как вчера, в СМИ говорили о том, что пациентов не обеспечили жизненно важными дорогостоящими препаратами. При этом с точки зрения закупок проблем нет: закон о закупках полностью соблюден. А смысл этих закупок (в данном случае — спасти жизни людей) пропадает. На мой взгляд, целью при закупках все-таки должно быть максимально эффективное обеспечение деятельности. А борьба с взятками, откатами, воровством должна вестись ровно постольку, поскольку она способствует повышению эффективности, но не должна подменять цели деятельности.
В любом случае закупка, проведенная по закону, должна осуществляться быстрее, стоить меньше и быть качественнее, чем коррупционная. Иначе с законом что-то не так. А вот если в результате точного соблюдения закона люди умирают без жизненно важных препаратов — это реальное зло. Жесткость закона о закупках и ответственности за его несоблюдение заставляет закупщиков забыть о целях своей деятельности. И это ужасно!».
Наталья Беликова, практикующий закупщик, эксперт-аналитик проекта «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!»: «Мелкие закупки на самом деле вовсе не мелкие, и все об этом знают. Культура расходов, если можно так выразиться, в большинстве организаций напоминает айсберг и, как правило, номинальна. Ни для кого не секрет, что на некоторых предприятиях большая часть закупок — именно мелкие (заведомо раздробленные на 80% — я веду статистику, которую фиксирую в ходе опроса слушателей), а конкурентные публикуемые закупки есть вершина такого айсберга. Учитывая то, что практика наказаний за «дробление» и «мимикрирование» настолько несущественна, специалисты-закупщики по большому счету слегка расслаблены. Однако, если мысленно провести параллель, становится явной критичность ситуации (мы все знаем, что может случиться с айсбергом, который попадает в более теплую климатическую зону (ассоциативно — расслаблению) особенно учитывая то, что скрытая часть айсберга в разы большой той, что может быть оценена визуально.»
Пример с бланками
Некоторые участники исследования довольно ярко описывают проблемы, с которыми они сталкиваются регулярно. Так, один из участников исследования, отвечая на вопросы анкеты, рассказал об опыте осуществления малых закупок в организации, работающей по 44-ФЗ:
«Согласно Федеральному законодательству закупки на конкурентной основе можем не проводить, но местные власти устанавливают свои правила, ущемляющие права малых заказчиков, заставляя проводить мизерные аукционы и тратить на это лишние деньги, силы и время.
… Нам необходимо было закупить 4000 штук бланков. Ищем в интернете информацию и выясняем что типографий, готовых напечатать их, предостаточно. Цена одной штуки от 1 до 3 рублей. Кто-то за доставку добавляет еще 2-3 тысячи рублей. Находим поближе к нам (чтоб без доставки) и наиболее дешевый вариант около 5000 рублей за все. Звоним! А поставщик в электронном магазине не работает, да и не собирается. Самый выгодный вариант отпадает. Ищем в самом электронном магазине — цены не ниже 5 рублей за штуку + доставка. Делать нечего, заказываем за 23 000 руб. Итог — переплатили почти в 5 раз, зато соблюли местное законодательство…».
По мнению закупщика, поставщики намеренно завышают цены в системе электронного магазина. Почему?
Выводы
Ответ на этот и другие вопросы об эффективности малых закупок мы предложим в итоговом материале исследования. А ниже — несколько рекомендаций и пожеланий от участников исследования коллегам, которые только начинают оптимизировать закупки малых объемов.
- «Автоматизировать действия — тем самым снижая трудоемкость процесса (что по умолчанию положительно, так как трудоемкость величина обратно пропорциональная производительности труда)»
- «…Для оптимизации процесса, конечно, необходимо выбрать удобный для себя ресурс (электронная площадка или подобное), с помощью которого можно было бы собирать, регистрировать и сравнивать коммерческие предложения потенциальных поставщиков для выбора оптимального для себя предложения.
- «…Необходимо как можно более точно планировать объемы своих потребностей, чтобы это не выглядело как дробление более крупных закупок»
- «Иногда, конечно, возникают форс-мажоры, но большую часть малых закупок можно спланировать».
- «Переходить на электронную форму договоров и заявок»
- «Не бояться и быть стойкими».
Примите участие в нашем исследовании!
Заполнить анкету можно на сайте проекта:
- Анкета для заказчиков — http://fogsoft.ru/press/project_small_purchase/form_for_customer/#anketa
- Анкета для поставщиков — http://fogsoft.ru/press/project_small_purchase/form_for_provider/#anketa